Свадебное платье

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПЬЕСЫ «СВАДЕБНОЕ ПЛАТЬЕ»: 25.01.2019 состоялось открытие отреставрированного исторического здания на Трубной театра «Школа современной пьесы». В этот праздничный вечер шёл иммерсивный спектакль «На Трубе», в котором приняли участие драматурги Елена Коллегова, Наталья Савицкая и Наталья Якушина. Они пели в хоре драматургов, чьи пьесы идут в театре, вместе с Вадимом Жуком, «Достоевским» и «Чеховым» (загримированные артисты театра). Текст написал Вадим Жук. А ныне здравствующие драматурги и «живые классики» исполняли песню на мотив «Песни старого извозчика» Никиты Богословского. Поскольку это уже история, думаю, что будет любопытно ознакомиться с сохранённым текстом песни.

свадебное платье

Елена Коллегова, Наталья Савицкая и Наталья Якушина были одеты в наряды российского дизайнера Ирины Аликовой  https://www.instagram.com/lalixcollections/ и имели фантастический успех. После него и родилась идея написать по мини-пьесе про платье, которое изменило, каким-то образом, жизнь героини.

Каждая из трио должна была сочинить миниатюру про определённое платье. Елене Коллеговой досталась тема — свадебное платье, Наталье Якушиной — красное платье, Наталье Савицкой — белое платье.

Три миниатюры должны были войти в один спектакль под названием «Три платья не для Золушки», совмещённый с показом мод российского дизайнера Ирины Аликовой, любимой ученицы знаменитого кутюрье Вячеслава Зайцева.

Поскольку первоначальная идея состояла в том, чтобы чередовать миниатюры и дефиле, Елена Коллегова решила, что действие будет происходить в костюмерной театра, в которой можно показать всю красоту костюмов Ирины Аликовой. А название миниатюры «Свадебное платье» подтолкнуло автора на мысль, что действие происходит накануне премьеры спектакля «Женитьба Фигаро» по пьесе Бомарше.

Когда три пьесы были готовы, то появилось предложение соединить пьесы общим местом действия. Елену Коллегову попросили переписать пьесу и перенести место действия из театра на киностудию.

Таким образом, с теми же персонажами пришлось перепридумывать миниатюру и переназвать её:  «Волшебное платье» (по общему сюжету спектакля снимают сериал с таким названием).

На этой странице даётся оригинальный вариант миниатюры, действие которой происходит в театре.

 ЧИТКИ И ПОСТАНОВКИ:

  • 25.02.2020. Театр «Школа современной пьесы». Читка пьес в рамках семинара драматургов п/р. И. Райхельгауза » и проекта «Читки в ШСП». Режиссёр Владимир Кудряшов.
  • 9.09. 2020. Московский драматический театр п./р. Джигарханяна. Читка-дефиле. При участии дизайнера Ирины Аликовой. Режиссёр Лариса Крупина.

Елена Коллегова

 

                                  СВАДЕБНОЕ ПЛАТЬЕ

                                  (ИГРАТЬ ПРЕМЬЕРУ БУДУ Я)

                                   ПЬЕСА-ШУТКА 

                                                                                           

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Оля молодая артистка, пухленькая, хорошенькая

Людмила Ивановна – костюмер театра, не молодая

Маркова молодая артистка, однокурсница Оли, красивая, очень худая

Мольмогут играть как артист, так и артистка. Как вариант, в белом комбинезоне и в белом широком плаще без рукавов с капюшоном.

 

Действие происходит в костюмерной театра.

 

На сцене несколько рейлов передвижных вешалок с платьями и костюмами. На переднем плане стоят два манекена: на одном свадебное платье, на другом – наброшенный широкий белый плащ с капюшоном.

Людмила Ивановна развешивает костюмы. Входит Оля, в руке текст с ролью.

Людмила Ивановна (недовольно). Опять пришла? Ты только вчера платье мерила. Думаешь за сутки оно шире стало?

Оля. Людмила Ивановна, я на жёсткую диету манекенщиц села. Должно помочь. У меня за эти сутки полтора килограмма ушло.

Людмила Ивановна (ворчит). Да что толку от твоего скинутого килограмма. У тебя платье в талии на восемь сантиметров не сходится.

Оля. Неправда. Уже на 1,5 сантиметра меньше. Условно: один скинутый килограмм равняется минус один сантиметр в талии. Знаете, какая это диета хорошая – яично-медовая. Вроде бы ничего не ешь, а питательная: два яичных желтка смешивают с чайной ложечкой мёда, взбивают до однородной массы и обязательно надо эту смесь запить чаем с лимоном. Так лучше жиры расщепляются.

Людмила Ивановна. Это вся еда на целый день?

Оля. Ну да.  А уж если совсем невмоготу от голода, то ещё яблоко и кусочек сыра. Все модели перед показами на ней сидят.

Людмила Ивановна. Ты же не модель! Уморишь ты себя этими диетами! Ничего хорошего в них нет.

Оля. Как же! В этой диете все полезные микроэлементы есть. Надо только продержаться до премьеры.

Людмила Ивановна. Ты не продержишься. У тебя уже за сутки взгляд стал, как у несчастной, голодной женщины. Сорвёшься!

Оля. Не сорвусь. У меня сила воли есть!

Людмила Ивановна. Сила воли у неё есть! Куда ты конституцию свою денешь? Ты же крупненькая: щёчки, плечики, ручки, всё такое упитанное, хорошенькое. Тебе природа такой красотой наградила, а ты ерундой страдаешь! Зачем тебе худеть?

Оля. Людмила Ивановна, я должна влезть в свадебное платье Сюзанны. Понимаете, об этой роли в «Женитьбе Фигаро», я мечтала со студенческих лет. А тут такое счастье привалило вчера героиню в больницу на сохранение положили. Завтра премьера! Сам губернатор на неё придёт! Отменять нельзя! А играть некому!

Людмила Ивановна. Так Ираида Матвеевна может!

Оля. Ираида Матвеевна роль Сюзанны сорок лет назад играла, когда была юной девушкой. А сейчас только Марселину может играть.

Людмила Ивановна. Ох, как не вовремя наша героиня забеременела!

Оля. Что теперь об этом говорить? Помогите, Людмила Ивановна, с платьем! Судьба решается!

Людмила Ивановна. Что его мерить? С диетой или без диеты мало оно тебе!

Оля. Может, не будем его шнуровать так сильно, вставку из белой ткани сзади сделаем? Незаметно будет.

Людмила Ивановна. Шнуровка не выдержит, лопнет. Что я делать буду? Я же материально-ответственное лицо! Такого платья больше нет. Спонсор театра привёз своей невесте из Италии, ей не подошло. Вот он и подарил театру на премьеру! Оно же дорогое! Gucci! У театра денег нет на пошив костюмов! Всем из подбора. А Сюзанна замуж выходит по пьесе за Фигаро. Ей же в чём попало нельзя. По сюжету Графиня на платье расщедрилась! А у нас — спонсор! Спасибо ему! Такую красоту подарил!

Оля. Можно я примерю?

Людмила Ивановна. Ты цену его видела? Посмотри! (Показывает этикетку на платье.) И это не в рублях, а в евро. Не дам, не проси!

Оля. А если в боках разошьём?

Людмила Ивановна. На тебя даже приказа нет о назначении на роль.

Оля. Так всё внезапно случилось. Людмилочка Ивановна, давайте попробуем платье на меня надеть.

Людмила Ивановна. Я сказала: «Нет». Ты на себя посмотри и на платье! Не влезешь ты в него, только порвёшь!

Оля (встаёт в позу и играет роль Сюзанны). «Ступайте, сударыня! Ступайте, несносная женщина! Козней ваших я не боюсь, и намёки ваши мне не обидны. Вы старая ведьма!»

Людмила Ивановна (удивлённо). Это ты мне? За всё, что я для тебя сделала?

Оля (продолжает играть роль Сюзанны). «Когда-то чему-то училась, отравляла графине юные годы, а теперь на этом основании желает всем распоряжаться в замке!» (Смотрит на Людмилу Ивановну, смеётся.) Нет, не вам. Это Сюзанна говорит Марселине. А вот ещё послушайте, я все сцены в спектакле знаю: «Тысячу пощёчин, если вы ко мне подойдёте! Сейчас пойду пожалуюсь графине и не только не стану просить за вас, а ещё сама скажу его сиятельству: «Хорошо сделали, ваше сиятельство, прогоните от нас этого воришку, отошлите от нас этого маленького бездельника Керубино, который строит из себя влюблённого в графиню, а с поцелуями вечно пристаёт ко мне».

Людмила Ивановна. Текст ты знаешь хорошо.

Оля. И мизансцены все. Меня же на роль девушки-цветочницы назначили в третьем составе. А на сцену я редко выхожу, всё время в зале сижу, роль Сюзанны запоминаю.

Людмила Ивановна (смягчившись). Режиссёр что говорит?

Оля. Сергей Петрович сказал, что при таком выборе: Ираида Матвеевна или я, из двух зол он выбирает меньшее, меня. Сыграю я премьеру, если в платье Сюзанны влезу. А Ираида Матвеевна меня на три размера больше и в три раза старше.

Людмила Ивановна. Так-то так. Только Ираида Матвеевна – жена директора театра.

Оля. Ну и что! Она в платье не влезет, а другого нет!

Людмила Ивановна. Так-то так. Только я слышала, как Ираида Матвеевна кричала в кабинете мужа: «Играть премьеру буду Я!» Он обещал найти средства на пошив нового платья.

Оля. Средства -то может быть он найдёт, только премьера уже завтра. Не успеют сшить.

Людмила Ивановна. Постой, Маркова ведь роль Сюзанны тоже учит.

Оля. Пусть учит! Всё равно не выучит! Где ей! С Аней я на одном курсе училась. Она в институте полстраницы текста запомнить не могла. У неё все роли в институте были однотипные – по сцене ходила красивая, улыбалась и говорила: «Здравствуйте! Я так рада вас видеть!» Это предел того, что она могла выучить. Только за красоту с курса не вылетела. Красивых безмозглых девушек тоже кому-то надо играть.

Людмила Ивановна (неуверенно). А Сергей Петрович точно тебе роль отдаст?

 

 Оля подходит к свадебному платью. Входит Маркова.

 

Маркова (улыбаясь). Здравствуйте! Я так рада вас видеть! Людмила Ивановна, Сергей Петрович сказал, чтобы вы быстренько свадебное платье Сюзанны подогнали по моей фигуре. Сейчас генеральная в костюмах начнётся.

Оля (расстроено). Что?

Маркова. Играть премьеру буду Я! Так Сергей Петрович сказал!

 

Маркова надевает свадебное платье. Оно ей велико на два размера.

 

Маркова. Оно же спадает с меня. Как я в таком играть буду?

Людмила Ивановна. Не волнуйтесь, подгоню.

 

Людмила Ивановна принимается подгонять платье по фигуре Марковой, та не стоит на месте, красуется в платье перед зеркалом.

 

Оля (решительно). Аня, ты же текста не знаешь!

Маркова (нагло). Как это не знаю? Знаю, но не весь! (Декламирует из «Женитьбы Фигаро», перевирая слова: «Сударыня! Ваш замысел прекрасен…

Оля (поправляя). …великолепен.

Маркова. Какая разница! Сергей Петрович разрешил своими словами пересказывать текст. (Продолжает цитировать из «Женитьбы Фигаро») «Я его поняла…

 Оля (перебивая Маркову). Да, не «я его поняла», а «Я его оценила вполне. Он всё примиряет, всё завершает, всё собою обнимает…».

Маркова (перебивая Олю). Я так и сказала. «Теперь, что бы ни было, моя свадьба состоится». (Торжествующе.) Вот, видишь, финал знаю, это самое главное!

Оля. А остальное? У Сюзанны в пьесе текста много. Она почти во всех сценах занята. А ты со мной в дубле девушку-цветочницу репетировала.

Маркова. Я же на всех репетициях была. Мизансцены все знаю. С Сергеем Петровичем роль проходила в его кабинете в тайне от всех. Он говорит, что я — талант! А текст? Не волнуйся! Сергей Петрович сказал, что артисты помогут. Часть текста за меня Фигаро, Граф, Графиня, Керубино, Марселина, Фаншетта, Бартоло, Бридуазон, Антонио и Базиль расскажут.

Оля. Так ведь это все герои пьесы. Они же не могут за тебя весь текст рассказать?

Маркова. Не могут. А что не смогут – суфлёр подскажет. Сергей Петрович выделил. Надо спасать театр!

Оля (расстроенно). Но как же? Он мне…

Людмила Ивановна (строго). Оля, идите в соседнюю комнату. Чаю ромашкового выпейте с печеньем, успокойтесь, пока мы платье подгоняем.

Оля. Я на диете. Мне печенье нельзя.

Людмила Ивановна (указывая взглядом на Маркову в свадебном платье). Уже можно!

 

Людмила Ивановна выпроваживает Олю в соседнюю комнату.

 

Людмила Ивановна (тихо, Оле). Мы с вами потом обсудим. Не расстраивайтесь.

 

Людмила Ивановна продолжает подгонять платье по фигуре Марковой.

 

Маркова. Ой! Осторожно! Вы меня укололи!

Людмила Ивановна. Простите, я нечаянно! Не могли бы вы не вертеться. Мне шов нужно закрепить.

Маркова. Что это вы такое странное делаете? Неужели вы не видите, что платье на мне дурно сидит?

Людмила Ивановна. Оно на два размера больше. Я должна каждую складочку немного уменьшить. Тогда сядет идеально.

Маркова. Поскорее. Мне на сцену нужно.

Людмила Ивановна. Без вас не начнут, вы в первой сцене заняты. Может быть, вы лучше снимете платье. Я его ушью, а то на вас не аккуратно получается. А вы пока с Олей чаю выпейте.

 

Маркова снимает платье и уходит в соседнюю комнату. Людмила Ивановна ушивает платье.

 

Людмила Ивановна. Нет, не хорошо. Кусок ткани ушитой торчит… Видно. Не красиво… Хм! Чем бы прикрыть? Может, бант пришить? Точно! У меня широкий бант подходящего цвета где-то был в коробке на складе.

 

Людмила Ивановна уходит. Манекен с широким белым плащом начинает шевелиться. Из-под него вылезает Моль.

 

Моль. Вот люди! Вот страсти-то! Из-за какого-то платья! Я вот не такая привередливая! Мне всё равно: платье это или пиджак, на размер больше или на два размера меньше. Главное, вкус! (Подходит к свадебному платью. Щупает ткань, обнюхивает.) Да, такого я ещё не пробовала! Gucci! Итальянское! Хм! Кружево венецианское, шёлк из города Комо, ручная вышивка цветов! Oh, delicacy! Деликатес! Будем относиться к еде, как к искусству! Сначала полюбуемся, потом полакомимся! Вот этот кусочек каков на вкус? Попробуем. (Начинает жевать платье.)[1] Натуральный шёлк, не искусственный. Итальяшки и вправду не обманули спонсора, фуфло не подсунули.

Вот моль мебельная ест что попало, потому долго не задерживается на этом свете. А мы-платяные, только натуральные продукты употребляем — шерсть, лён, хлопок, бархат, шёлк. Поэтому и живём дольше всех из сородичей!

Мой девиз: экологичность и натуральность! Я за здоровый образ жизни! А театр – это такое место, которое всем продляет жизнь! С какой радостью приходят актёры на репетиции и на спектакли! С такой же радостью я помогаю им обновлять гардероб! Какие они модные и знают толк в натуральных тканях! И в этом наши вкусы совпадают! И главное, не ходят в одном и том же два дня подряд! Всегда есть чем поживиться! Какие у них костюмы! Какое разнообразие в меню! Живи и наслаждайся жизнью!

Но наслаждаться всеми прелестями жизни не всегда получается. Случается, что какая-нибудь проныра испортит твою жизнь!

До вчерашнего дня жила я в кабинете главного режиссёра Сергея Петровича, в кармане его клетчатого пиджака. У меня была спокойная, сытая жизнь! На всех репетициях, совещаниях и переговорах бывала. Всё обо всех в театре знала.

И надо же, решил наш главный режиссёр поставить спектакль «Женитьба Фигаро»! С этого момента на Сергея Петровича стали оказывать давление разные влиятельные люди: все хотели, чтобы Сюзанну сыграла их протеже.

Директор Иван Моисеевич настоятельно требовал, чтобы его жена Ираида Матвеевна сыграла роль Сюзанны!

Но не сыграет Ираида Матвеевна роль камеристки Графини, даже если муж средства на пошив нового костюма найдёт. Это понятно по объективным причинам… Есть люди более влиятельные, чем директор театра!

Сюзанну должна была сыграть протеже губернатора, жена его племянника. Это бы так и случилось, если бы не возникла проблема со здоровьем у актрисы.

Поэтому в создавшихся обстоятельствах главный режиссёр обещал всем претенденткам на роль Сюзанны дать возможность сыграть её, если они до премьеры выучат текст, мизансцены и влезут в свадебное платье. Желающих оказалось только трое. Но под озвученные критерии из них никто не подходил.

Конечно, из всех претенденток, у Марковой был шанс сыграть эту роль завтра, если бы она не испортила отношения с особой более влиятельной в театре, чем главный режиссёр.

Вчера, когда Маркова пришла в кабинет главного режиссёра просить роль Сюзанны, я спокойно доедала рукав клетчатого пиджака, который уже несколько дней висел на спинке стула из-за жары. И надо же было это увидеть Марковой и указать на меня Сергею Петровичу, который очень огорчился из-за утраты своего любимого пиджака. В следствие чего Я с остатками пиджака была сослана в костюмерную театра.

Конечно, так унизить меня и выгнать из кабинета главного режиссёра могла только недалёкая актриса, которая не ценит дружеского расположения незаметных авторитетов театрального искусства.

Поэтому свой сегодняшний обед я решила посвятить такому деликатесу, как итальянское свадебное платье, чтобы Маркова поняла, что в театре есть ценители искусства! А спектакль завтра отменяется. Так сказала Я – платяная моль!

 

Появляется Людмила Ивановна с бантом, видит остатки свадебного платья на полу и громко вскрикивает. Выбегают Оля и Маркова.

 

Оля. Ах! Какой ужас!

Маркова. Моль! Моль! Лови её, она платье сожрала! В чём я играть теперь буду?

            

Моль нагло «дожёвывает» последний кусок свадебного платья и «улетает». Маркова и Оля убегают вслед за Молью. Слышны крики и шум за сценой.

 

Появляется Оля.

 

Людмила Ивановна. Что там случилось?

Оля. Маркова Моль поймала!

Людмила Ивановна. И что, надо так орать на весь театр?!

Оля. Поймала Моль и с победным криком вместе с ней упала в люк на сцене. Ногу сломала! (Торжественно.) Сергей Петрович сказал, чтобы вы мне любое платье из костюмерной подобрали, которое на меня налезет. Главное, чтобы не чёрное! И в корсет меня какой-нибудь надо затянуть, чтобы поизящнее была! Играть премьеру буду Я!

Людмила Ивановна. Никогда бы не подумала, что Моль поможет артистке роль получить!

Занавес

[1]  Должен быть трюк с платьем: Моль его «жуёт»-«растаскивает» на элементы.